На дороги Японии вышли опытные экземпляры plug-in гибридных хэтчбеков Prius, оснащённые высокоэффективными солнечными панелями. Если повезёт с погодой и суточные пробеги небольшие, то можно вообще никогда не подключать автомобиль к розетке.

 

Идея халявной энергии для электромобилей набирает популярность среди автопроизводителей вместе с совершенствованием конструкции солнечных панелей. Например, голландский стартап Lightyear сделал солнечную энергию основной для своего электромобиля One и обещает до 20 тысяч бесплатных километров пробега ежегодно.

Владельцам подключаемых к розетке Приусов изначально при покупке была доступна опциональная солнечная панель для крыши, но работает она только в состоянии покоя, то есть когда автомобиль находится на парковке, и в идеальных условиях способна снабдить его 6,1 км дополнительного пробега на электротяге. Теперь же Toyota совместно с организацией NEDO (New Energy and Industrial Technology Development Organization), что финансируется японским правительством и стимулирует переход национальной промышленности и народного хозяйства к экологически чистой энергии, решила радикально увеличить «солнечный» пробег Приуса. Для этого кузов гибридного хэтчбека обвесили тонкими (0,03 мм) солнечными панелями Sharp нового поколения с коэффициентом фотоэлектрического преобразования (или, попросту говоря, КПД) выше 34%, тогда как эффективность штатной панели на крыше составляет всего 22,5%. В итоге максимальная выходная мощность выросла со 180 до 860 Вт, что при ясной солнечной погоде позволяет зарядить Prius PHV на дополнительные 44,5 км пробега в сутки при условии, что автомобиль весь день простоит на парковке, и 56,3 км – если автомобиль будет находиться в движении.

Общую площадь солнечных панелей, которые удалось разместить на Приусе, разработчики не сообщают, но по снимкам видно, что батареи набраны из стандартных модулей, ограничивающих возможности по компоновке. То есть в теории отдачу можно увеличить за счёт уменьшения размера модулей и их более плотного размещения, причём пока что в работе не задействованы боковины автомобиля, которые в ряде случаев также могут быть хорошо освещены. Стекло багажной двери, как видно по фотографиям, уже сейчас залеплено фотоэлектрическими преобразователями, и сквозь него ничего не видно, поэтому за обзор назад отвечает видеокамера. В будущем солнечные панели станут прозрачными, и тогда их можно будет вмонтировать даже в лобовое стекло.

Понятно, что 56,3 км – это идеальная, трудно достижимая на практике величина, но даже 25 км реального пробега в сутки вполне достаточно для автомобиля, которые эксплуатируется в городе в режиме «дом-работа / работа-дом». Ну а в пасмурную погоду можно пользоваться прочими источниками питания Приуса, ведь автомобиль снабжён бензиновым 1,8-литровым двигателем (98 л.с.), двумя электромоторами (72 и 31 л.с.) и литий-ионной батареей ёмкостью 8,8 кВт·ч, которая при полной зарядке от внешнего источника обеспечивает до 50 км пробега в режиме электромобиля.

Опытная партия из обвешанных солнечными панелями Приусов будет эксплуатироваться на дорогах Японии и собирать статистику – разработчикам нужно понять, насколько теория расходится с практикой, и сколько именно квадратных метров фотоэлектрических преобразователей понадобится на серийных машинах, чтобы эффект от солнечной энергии был ощутим конечным потребителем. Ну а глобальная цель всей этой истории – полный отказ от техногенных выбросов СО2, которые сторонники теории глобального потепления и борцы с изменениями климата считают главным жупелом современности. К теории этой, конечно, можно относиться скептически, но, надо признать, именно она во многом двигает развитие солнечных батарей, то есть может в ближайшем будущем обеспечить нас бесплатными километрами пробега автомобилей.

Источник